АЦПО

Друге дихання для другої пенсії: наступний крок - за працівниками Друк
П'ятниця, 24 січня 2014 07:56

19635-1"Второе дыхание для второй пенсии: следующий шаг — за работниками" з такою назвою 22 січня в газеті "Магистраль" вийшла стаття присвячена проведенню чергового етапу розвитку «Програми недержавного пенсійного забезпечення залізничників». Нагадаємо що у грудні 2013 року до ПНПФ "Магістраль" приєдналися Одеська, Придніпровська, Південно-західна залізниці а також Центральний апарат Укрзалізниці.
Ознайомитися із статею можна нижче:

"В последние дни прошлого года железнодорожники, сами того не подозревая, стали участниками профессионального негосударственного пенсионного фонда (далее — ПНПФ) «Магистраль». На каждого работника был открыт индивидуальный пенсионный счет в фонде, на который работодатель (железная дорога) перечислил определенную сумму. В общей сложности между людьми было распределено 18 млн грн (по 3 млн грн на каждую дорогу).

Это, безусловно, важнейший шаг для укрепления и развития на железнодорожном транспорте системы дополнительного — негосударственного — пенсионного обеспечения. Системы, которая является выгодной как для каждого работника, так и для всей отрасли. Однако сможет ли этот механизм заработать на полную мощность, теперь зависит исключительно от самих железнодорожников. Ведь наличие персонального пенсионного счета, в общем-то, никого ни к чему не обязывает — до того момента, пока с фондом самим работником не заключен пенсионный контракт.

Как ПНПФ планирует распорядиться появившимся активом? Какие гарантии того, что в один прекрасный день вкладчики не «останутся с носом» из-за сюрпризов в экономике? Кто, как, когда и сколько будет вносить в пенсионную копилку? В конце концов, какие дивиденды Украинским железным дорогам может принести сотрудничество с фондом? Эти и многие другие вопросы обсуждались на прошлой неделе на семинаре-совещании, в котором приняли участие лидеры профсоюза, дорожных комитетов и молодежных профорганизаций, представители причастных главков Укрзализныци (кадрового, финансового, юридического, труда и заработной платы), а также компаний, обслуживающих деятельность фонда (ТОВ «Администратор пенсионного фонда — Центр персонифицированного учета», который ведет документацию ПНПФ, и компании «Аструм управление активами», которая размещает пенсионные вклады в различные финансовые инструменты).

Как закалялся фонд

Напомним читателям, что профессиональный негосударственный пенсионный фонд «Магистраль», о котором наша газета неоднократно писала, был создан в 2006 г. с единственной целью: дать каждому представителю отрасли шанс обеспечить себе достойную старость — по той же схеме, которая действует во всем мире. Изначально была выбрана самая привлекательная (а потому и распространенная) модель накопления на будущую пенсию, когда половину суммы регулярно вносит сам работник, а половину — работодатель.

Однако организационная волокита оказалась даже не половиной дела. Вспомнив все экономические страсти той поры, несложно догадаться, почему на этом этапе становления фонда очереди из желающих к нему присоединиться не наблюдалось. В тот период решили начать откладывать деньги себе на старость всего около 180 чел., преимущественно из числа профсоюзных работников. Первопроходцы не только показали пример остальным, но и приблизили активы фонда к 1 млн грн.

Лед тронулся в 2010 г., когда в отраслевом соглашении (соответственно, и в коллективных договорах) появился пункт, обязывающий администрацию регулярно выплачивать в пользу своих работников пенсионные вклады. В том же году Донецкая железная дорога первой не только подписала с ПНПФ пенсионный контракт, но и внесла на личные счета своих работников (около 67 тыс. чел.) более 1 млн грн (получилось — по 17 грн на каждого). К сожалению, дальше этого дело не пошло: все ждали более существенного шага работодателя. Учитывая, что глобальные финансовые вопросы железнодорожники должны согласовывать с рядом государственных инстанций, ожидание затянулось на несколько лет. Однако несмотря на все сложности, в 2013 г. в финансовом плане отрасли соответствующая расходная статья все-таки появилась.

С Программой в будущее

По словам первого заместителя председателя профсоюза Михаила Синчака, благодаря глубокому пониманию руководством Укрзализныци пенсионного вопроса сейчас фонд вышел на принципиально новый уровень. Во-первых, «Магистраль» в одночасье стала наиболее крупным отечественным негосударственным пенсионным фондом — пока что только по численности участников. На сегодня здесь насчитывается свыше 300 тыс. чел., и это — не предел, учитывая возможную заинтересованность в подключении к фонду предприятий, которые не входят в состав железных дорог. Во-вторых, выделенные отраслью 18 млн грн уже перечислены на индивидуальные пенсионные счета участников — от 50 до 70 грн на каждого (в зависимости от численности работников на конкретной магистрали). В-третьих, была разработана и утверждена новая Программа негосударственного пенсионного обеспечения на железнодорожном транспорте, в которой, в частности, четко оговорено: кто и сколько может откладывать в собственную пенсионную копилку.

Главный критерий при этом — возраст работника. Так, для самых молодых железнодорожников (20—30 лет) сумма ежемесячного взноса составит всего лишь 25 грн (на сегодня это меньше 1 % от средней зарплаты по отрасли). Тем работникам, кто уже отпраздновал 30-летие, нужно будет откладывать по 42 грн (чуть более 1 % от средней зарплаты по отрасли), после 40 лет — 78 грн (около 2 %), а 50-летним — по 194 грн.

— Составляя эту шкалу, мы исходили из того, что согласно нормативам, негосударственная пенсия должна выплачиваться человеку на протяжении не менее 10 лет, — комментирует Михаил Синчак. — При этом сумма ежемесячных выплат не может быть меньше, чем 50 % от прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан. Сейчас это около 450 грн. Для того, чтобы человек 10 лет каждый месяц получал по 450 грн, у него на счету должно быть не менее 57 тыс. грн.

К сожалению, людям, которым на сегодня исполнилось 50 — 60 лет, собрать себе на полноценную дополнительную пенсию не получится даже с участием работодателя. Тем не менее, для них также предусмотрен вариант сотрудничества с фондом: выплачивать ежемесячно по 50 грн (вместе с администрацией — по 100 грн), чтобы к выходу на заслуженный отдых получить на руки весьма неплохую разовую выплату — помимо предусмотренной в отраслевом соглашении и коллективных договорах.

Процент отчислений на протяжении всего трудового стажа менять не предполагается — коррекция возможна только с оглядкой на существенные перемены в стране. При благоприятном экономическом климате, безусловно, будет подниматься вопрос о постепенном росте социальных стандартов. Пока же в нормативах предусмотрено, что до выхода на пенсию нынешние молодые специалисты будут платить в ПНПФ менее 1 % от среднего заработка (40-летние — 2 % и т. д.). Работник, безусловно, имеет право увеличить размер собственных отчислений, однако работодатель «подтягиваться» под его запросы не будет, хотя бы потому, что это для него — планируемые расходы. Программа предусматривает также ряд организационных моментов: в каких случаях можно забрать вклады, как реализуется вопрос о наследстве и т. д.

Идти или не идти?

В любом случае возникает вполне резонный вопрос: насколько целесообразно скромному рабочему вообще сотрудничать с негосударственным пенсионным фондом?

Принимать решение каждому придется самостоятельно и, еще раз подчеркнем, добровольно. Но при этом необходимо учитывать два момента: первый — фонд работает, повторимся, на паритетных началах. То есть, аналогичные запланированные суммы будет перечислять своим подчиненным и работодатель. Таким образом, регулярно на счет каждого работника будет поступать в 2 раза больше средств: не 25, а 50 грн, не 194, а 388 грн. Согласитесь, такая прибыль невозможна ни на одном депозите. Более того, это — гарантированный рост пенсионных накоплений даже в условиях инфляции. Например, Иван Иванов решил положить на депозит 100 грн под 15 % годовых, с учетом, допустим, 5 % инфляции. Через год он получил назад всего 110 грн. А вот Иван Петров свои 100 грн отнес в негосударственный фонд «Магистраль». Столько же положил туда его работодатель. Даже если фонд в течении года не заработает ни копейки, что на самом деле маловероятно, Иван Петров получит благодаря работодателю 100 % годовых. И это — не пирамида, а гарантированные пенсионные накопления и выплаты… Так что вполне естественно, что деятельность негосударственного пенсионного фонда Укрзализныця и профсоюз рассматривают, как новую социальную гарантию, которая расширит социальный пакет и, соответственно, повысит престиж профессии.

Второй момент: вклады не лежат «мертвым грузом» — они все это время работают. И очень неплохо зарабатывают. Причем, чем больше взносов, тем больше доход, который потом распределяется между участниками. Соответственно, итоговая сумма накоплений будет существенно выше. Автоматически возрастет и размер негосударственной пенсии. Несложно посчитать, что, откладывая по 50 грн в месяц в течении 40 лет, человек соберет всего лишь 24 тыс. грн. Но с учетом того, что каждый месяц его деньги были вложены в ценные бумаги, облигации и т. п., окончательная сумма может быть значительно выше — в зависимости от того, насколько удачно ими распорядится компания по управлению активами. Также оговорим, что доходность пенсионного фонда оценивается по несколько иной схеме, чем депозитные вклады. Здесь основной ориентир — чистая стоимость единицы пенсионного взноса. Это величина, которая показывает, во что конвертировалась 1 грн пенсионного взноса, уплаченная с начала деятельности фонда. На сегодня каждая вложенная в пенсионный фонд «Магистраль» гривна принесла 1 грн 27 коп., но не за год, а с начала деятельности фонда.

При этом система работы с инвестиционным портфелем любого негосударственного пенсионного фонда четко оговорена, во-первых, в Законе Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении», во-вторых, в Инвестиционной декларации, а также в ряде нормативных актов, разработанных Национальными комиссиями по регулированию рынка финансовых услуг и по ценным бумагам. Среди прочего предусмотрено, что активы невозможно направить в один финансовый инструмент. Так, до 50 % можно разместить на банковские депозиты, до 50 % — приобретая облигации, доходность которых гарантируется Кабинетом Министров Украины. Кроме того, разрешается покупать недвижимость, драгоценные банковские металлы, акции украинских и иностранных эмитентов и т. д. Добавьте к этому сложную систему государственного надзора за деятельностью негосударственных фондов — с многократными проверками в течении года — и станет понятно, почему ни один негосударственный пенсионный фонд во время экономического кризиса не пострадал.

По словам начальника департамента негосударственных пенсионных фондов «Аструм управление активами» Александра Ткача, по сравнению с прошлым годом структура инвестиционного портфеля ПНПФ «Магистраль», безусловно, изменится. Есть разница: оперировать 2 млн грн или 20 млн грн. В ближайшее время до 40 % имеющихся денег будет вложено в облигации шести железных дорог (и других предприятий), чтобы они продолжали работать в отрасли. Таким образом, фонд будет кредитовать стальные магистрали, а они, в свою очередь, будут рассчитываться с фондом процентами по этим облигациям. Кроме того, еще 50 % средств разместят в другие инструменты, но с таким расчетом, чтобы до 90 % всех уплаченных работодателем денег вернулись в отрасль. Схема эта не новая, но является более чем легитимной и высокоэффективной. Собственно, ОАО «РЖД» этот механизм работы использует давно и успешно: активы их отраслевого негосударственного фонда составляют, в переводе на нашу валюту, порядка 50 млрд грн, и именно за счет пенсионных активов они инвестируют, в частности, вагоностроение, а также строительство портов. К слову, на сегодня отраслевую пенсию уже получают около 300 тыс. пенсионеров РЖД. Средний размер ежемесячных выплат составляет более 5 тыс. рублей, что эквивалентно около 1 тыс. 400 грн.

Кроме этого, необходимо учитывать и возможность экономить на налогах и сборах как для отрасли, так и для работника. Так, согласно законодательству, пенсионные отчисления в НПФ, которые не превышают 15 % от заработной платы работника, разрешается трактовать, как валовые расходы и, соответственно, не включать в фонд оплаты труда и дохода, который подлежит налогообложению. В итоге 1 грн, направленная в негосударственный фонд, позволяет сохранить в казне отрасли около 70—80 коп. от общего заработка. Не на последнем месте и то, что пенсионные отчисления, сделанные гражданами на свои пенсионные счета, включаются в состав налоговой скидки по результатам годовой налоговой декларации в сумме, которая не превышает 1,4 от прожиточного минимума для работоспособных граждан в месяц (в 2013 г. сумма составляла 1 тыс. 610 грн).

Таким образом, участие железных дорог и предприятий в работе фонда может помочь отрасли решить ряд актуальных производственных и социально-экономических вопросов. А каждый создает свое будущее сам..."